"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

31 мая – Всемирный день без табака


28.05.2014

31 мая – Всемирный день без табака

Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступает инициатором проведения во всем мире Всемирного дня без табака, привлекая внимание населения и государственных деятелей к рискам для здоровья, связанным с потреблением табака, и призывая к проведению эффективной политики по снижению уровней его потребления.

Потребление табака является основной предотвратимой причиной смерти 10% взрослого населения в мире. По данным ВОЗ табак ежегодно убивает порядка 6 миллионов человек и наносит экономический ущерб более чем в полтриллиона долларов.

Несмотря на то, что употребление табака продолжает оставаться ведущей причиной предотвратимой смерти во всем мире, существуют проверенные и экономически эффективные средства борьбы с этой смертельной эпидемией.

В 2008 году ВОЗ представила шесть, основанных на фактических данных, мер борьбы против табака, которые являются наиболее эффективными в сокращении употребления табака, одной из которых является повышение налогов на табачные изделия.

В связи с этим, девиз Всемирного дня без табака 2014 года – «Повышение налогов на табачные изделия».

Основная цель проведения  информационно-пропагандистских кампаний Всемирного дня без табака в регионах Российской Федерации, это:

-  защита нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья, связанных с потреблением табака и воздействием табачного дыма;

-  поддержка, со стороны населения и организаций гражданского общества, обращений к правительствам с призывом к повышению налогов на табачные изделия до уровней, способствующих уменьшению потребления табака.

«Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака» (далее – РКБТ ВОЗ) является первым договором, достигнутым в результате переговоров, проведенных под эгидой Всемирной организации здравоохранения.

Российская Федерация присоединилась в 2008 году (Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»).

РКБТ ВОЗ призывает страны проводить налоговую и ценовую политику в отношении табачных изделий, способствующую снижению уровней потребления табака. Научные исследования свидетельствуют о том, что повышение налогов особенно эффективно для снижения уровней употребления табака среди групп населения с более низким уровнем дохода, а также для предотвращения начала курения детьми и подростками.

При повышении налогов на табачные изделия на 10% уровень потребления табака снижается на 4% в странах с высоким уровнем дохода и до 8% - в странах со средним и низким уровнем дохода.

Кроме того, повышение акцизных налогов на табачные изделия считается самой эффективной по затратам мерой по борьбе против потребления табака. Повышение акцизных налогов на табачные изделия обеспечивает дополнительные финансовые средства, которые могут быть направлены на финансирование программ в области здравоохранения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р утверждена «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы» и план по её реализации.

В связи с изложенным, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака», предусмотрены ценовые налоговые меры, а именно:

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Так же сообщаем, что с 1 июня 2014 Федеральным законом РФ от 23.02.2013г. №15ФЗ « Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного  дыма и последствий потребления табака вводится запрет курения:

-  в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

-  в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

-  в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектов;

-  на пассажирских платформах, используемых исключительно  для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Вводятся следующие ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями:

-  розничная торговля табачной продукцией будет осуществляться в магазинах и павильонах;

-  запрещается розничная торговля табачной продукции с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте;

-  запрещается розничная торговля табачной продукции на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станции метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг по временному  размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Приоритетным направлением профилактики табакокурения в Республике Башкортостан является предотвращение распространения никотиновой зависимости среди детей, подростков и молодежи. Учитывая масштабность и медико-социальную значимость проблем, связанных с курением, в Республике Башкортостан принят Закон от 26.07.2001 г. № 238-з «О профилактике табакокурения в Республике Башкортостан» (с изменениями от 23 июля 2003 г. 28 сентября 2005 г., 2 февраля 2007 г.).

Согласно глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведённого Всемирной организацией здравоохранения, Россия занимает первое место в мире по потреблению табака.

Всего в России курят 43,9 млн. взрослых, что составляет почти 40% населения страны, из них 60,2% - мужчин и 21,7% - женщин. Ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, умирает от 350 тысяч до 500 тысяч российских граждан.

В Республике Башкортостан по многолетним данным болезни органов дыхания занимают первое место в структуре заболеваний, как по первичной заболеваемости (2007 г. – 33,4%; 2011 г. – 35,9%), так и по распространенности, характеризуются тенденцией роста. В структуре заболеваемости населения республике злокачественными новообразованиями по основным локализациям рак легкого занимает также первое место (15,3%). Показатель смертности от болезней органов дыхания в республике выше, чем в целом по России.

С потреблением табака и воздействием табачного дыма связан ряд социальных, экономических и экологических последствий, а ущерб, наносимый здоровью населения, ложится тяжелым бременем на общество и государство.


Вернуться в раздел