"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Для родителей первоклассников


02.09.2015

Для родителей первоклассников

Через несколько дней первоклассники переступят порог школы и начнут осваивать новый для них вид деятельности. Перед нами, взрослыми, стоит задача, чтобы этот период перехода детей к школьной жизни прошел более комфортно и безболезненно. Родителям первоклассников нужно знать основные требования к образовательному процессу, учебникам, школьно-письменным принадлежностям и школьной форме, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье ребенка и не допустить развитие таких заболеваний, как близорукость и искривление позвоночника.

Гигиенические требования к организации учебного процесса

В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Дети 7-го года жизни принимаются при достижении ими к 1 сентября не менее 6 лет 6 месяцев. Обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую смену Обучение проводят 5 дней в неделю. Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, в течение дня должно быть не более 4 уроков, допускается 1 раз в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры. В начальный период обучения используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии – сентябрь-октябрь 3 урока по 35 минут, ноябрь-декабрь 4 урока по 35 минут; январь-май 4 урока по 45 минут. В середине третьей четверти организуются дополнительные недельные каникулы. Учащимся 1х классов не ставятся оценки. Разные виды учебной деятельности (чтение, письмо, слушание) должны длиться не более 7-10 минут. Просмотр неподвижного изображения на доске через проектор, прослушивание аудиозаписи через наушники должны длиться не более 10 минут. Просмотры телепередачи, работа за компьютером – не более 15 минут. Прослушивание аудиозаписи – не более 20 минут. После зрительной нагрузки необходимо проводить упражнения для профилактики утомления глаз. Рекомендуется проводить динамическую паузу продолжительностью 40 минут в середине учебного, дневной сон для посещающих группу продленного дня.

Гигиенические требования к ученической мебели.

Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то же время содействовала бы воспитанию правильной осанки, предупреждала бы развитие близорукости и искривление позвоночника. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту детей: при росте 100-115 см – высота над полом крышки края стола, обращенного к ребенку 46 см, высота на полом у переднего края стула 26 см, маркировка оранжевая; при росте 115-130 см – высота над полом крышки края стола, обращенного к ребенку 52 см, высота на полом у переднего края стула 30 см, маркировка фиолетовая; при росте 130-145 см – высота над полом крышки края стола, обращенного к ребенку 58 см, высота на полом у переднего края стула 34 см, маркировка желтая; при росте 145-160 см – высота над полом крышки края стола, обращенного к ребенку 64 см, высота на полом у переднего края стула 38 см, маркировка красная. Маркировка должна быть на видимой боковой стороне стола и на спинке стула сзади, в виде круга или полос. Меньшие парты расставляются ближе к доске, большие – дальше. Детей с нарушениями слуха рассаживают в 1 ряду, с нарушениями зрении – ближе к доске, детей, часто болеющими ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями – дальше от наружной стены. При трехрядной расстановке столов 2 раза в год сидящих на первом и третьем рядах меняют местами. Учащимся 1 классов необходимо воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Менее всего утомительна переменная поза – от прямой до слегка наклонной. Для домашних занятий лучше всего приобрести специальный учебный стол, у которого можно менять высоту крышки от уровня пола и высоту стула. Для того, чтобы приспособить для занятий обычный стол и «взрослый» стул нужно под ноги ребенка ставить скамеечку, на сиденье стула класть жесткую подушку, а к спинке стула прикреплять опору (валик), в зависимости от роста ребенка высота, на которой устанавливается валик, меняется от 11 до 15 см.

Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги, тетради. Разное расстояние до нижних и верхних строк (если книга положена на горизонтальную поверхность) утомляет глаз, он вынужден постоянно приспосабливаться, что вызывает напряжение глаз. Наклон крышки облегчает работу, поэтому если уроки делаются за обычным столом, можно сделать подставку с доской, наклоненной под углом 12-15°. Это также будет способствовать образованию правильной осанки.

При выполнении письменной работы тетрадь должна лежать против средней линии туловища – тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо и влево, он сможет сохранять правильное положение кисти, рук, головы и всего корпуса. Если при выполнении письменных заданий надо еще и в книгу заглядывать, ее следует расположить прямо перед глазами, на подставке.

Стол, за которым работает ребенок дома, надо правильно расположить по отношению к окну. Свет должен падать слева. Параллельно окну стол ставить нельзя – естественный свет, направленный прямо в глаза ребенка, ослепляет ребенка. Окно не следует занавешивать сплошными занавесями, на подоконник ставить высокие цветы – это резко снижает освещенность рабочего место. Чаще протирайте и мойте окна, т.к. свет через грязное окно проходит с потерями. В осенне-зимний период во вторую половину дня рабочее место должно дополнительно освещаться настольной лампой, расположенной слева. Наилучшие условия для умственной деятельности: температура воздуха 18-20°С в хорошо проветриваемом помещении, влажность 40-60%.

Питание

Питание ребенка должно быть сбалансированным по содержанию необходимых питательных веществ. Фаст-фуд и популярные закуски (чипсы, сухарики, выпечка) вредны для здоровья и не способны возместить потребности детей в веществах, потому что в их составе содержаться в основном углеводы, тогда как растущий организм нуждается еще и в жирах и белках. Половину дня ребенок проводит в школе, при этом большое количество энергии тратит на умственную активность и подвижные игры. Ребенок должен получать пищу через каждые 3,5-4 часа, поэтому ему необходимо питаться в школе: горячим завтраком (одно горячее блюдо, хлеб с маслом, чай, кофе или горячее молоко, яйцо, фрукты) и горячим обедом (первое блюдо (щи, борщ, суп на мясном отваре), второе блюдо – мясное, овощное или различные каши, третье блюдо – витаминизированные кисели), если он посещает группу продленного дня. Важно привить ребенку культуру питания. Для этого сбалансированное и правильное питание необходимо продолжить и в домашних условиях: на полдник следует давать стакан молока с хлебом, сырые овощи, фрукты; на ужин – более легкие блюда: овощные, рыбные, молочные.

Гигиенические требования к форме

Сегодня перед родителями стоит очень важный вопрос, как одеть ребенка в школу правильно, красиво и удобно, и при этом, чтобы форма соответствовала принятым требованиям и стандартам.

Прежде всего, важна безопасность одежды. Ребенок проводит в школьной одежде 5-6 часов, а с учетом продленного дня все 8-9 часов, поэтому его одежда должна соответствовать требованиям биологической, химической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей. Если эти показатели находятся в пределах нормируемых, то изготовитель школьной формы получает сертификат соответствия на изготовляемую продукцию и право на ее реализацию.

Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви позволяет одежде обеспечивать комфортные условия поддержания температуры тела ребенка в условиях школы. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к. в детском возрасте механизмы поддержания температуры несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья, простудным и кожным заболеваниям.

Школьная одежда не должна стеснять движений ребенка, должна соответствовать размеру, не сковывать движений, должна быть приятной для тела, соответствовать погоде. Хорошо подобранный для ребенка костюм способствует выработке правильной осанки. Одежду для школьников лучше выбирать из натуральных тканей. Для школьной формы чаще используются такие материалы, как хлопок, лен, шерсть, полушерсть, вискоза. Необходимо обращать внимание на то, чтобы содержание синтетики не превышало 50%. Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя, не отвлекающая своей пестротой.

Так же, необходимо правильно выбрать обувь для своего ребенка. Плоскостопие, нарушение походки, деформирование стоп и позвоночника, – вот результаты неправильно подобранной обуви. Подкладка обуви должна быть выполнена из натурального материала, обувь должна хорошо фиксироваться за счет шнуровки или «липучки», должна быть с твердыми задниками и мягкими краями, подошва не должна быть слишком жесткой и обеспечивать естественный перекат стопы, большое значение имеет размер обуви, не следует покупать изделие «впритык», с узкими носами. Необходимо выбирать туфли и ботинки вместе с ребенком, запас размера должен быть 5-7 мм. Материалы, используемые для изготовления обуви, также должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности.

Ранцы и портфели ученические

Ранцы и портфели ученические должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, деталями и (или) фурнитурой со светоотражающими элементами и изготовляться из материалов контрастных цветов в соответствии с требованиями химической безопасности, вес 700 грамм.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг.

Рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий.


Вернуться в раздел