Для нормального роста и развития органов и их систем, профилактики различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы необходимо формирование у детей правильной осанки.
К факторам риска, способствующим развитию нарушений осанки у детей являются:
- перенос тяжестей, в том числе ношение ранцев, рюкзаков, портфелей, превышающих допустимые нормы по их массе;
- детская и ученическая мебель, несоответствующая их росту.
Ношение тяжелых вещей, не правильно подобранная мебель приводят не только к нарушениям осанки, но и к возникновению болей в спине, могут вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного при переносе тяжестей возможно поражение суставов рук, опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье девочек. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу.
Вот почему так важно для профилактики нарушений осанки соблюдать обязательные требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в части переноса детьми тяжестей, подбора мебели, ранцев для детей.
Основными нормативными документами, устанавливающими указанные требования, являются:
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями и дополнениями) ТР ТС 007/2011.
Родителям, воспитателям и учителям образовательных учреждений необходимо с большой ответственностью подходить к вопросам устранения факторов, способствующих искривлению позвоночника, формированию нарушений осанки.
Оборудование основных помещений дошкольной организации должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.
В групповых для детей 1,5 года и старше, столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице №1.
Таблица №1
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 0 | 400 | 220 |
с 1000-1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150-1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300-1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450-1600 | 4 | 640 | 380 |
В общеобразовательных учреждениях каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, согласно таблице №2.
Таблица №2
Размеры мебели и ее маркировка
№ мебели по ГОСТам | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.
Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыкам письма, обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых 3-4 лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Очень важно подобрать ранец для обучающегося. Использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.
Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более
Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием.
Требования биологической и механической безопасности, предъявляемые к кожгалантерейным изделиям должны выполняться согласно таблицам №3, 4.
Таблица №3
Наименование продукции | Наименование показателя, свойств | Нормируемое значение показателя |
Ранцы ученические, сумки, портфели и рюкзаки | масса изделия для учащихся начальных классов, г | не более 700 |
масса изделия для учащихся средних и старших классов, г | не более 1000 | |
разрывная нагрузка узлов крепления ручек или максимальная загрузка, Н | не менее 70 | |
устойчивость окраски к воздействиям сухого трения, баллов | не менее 4 | |
мокрого трения, баллов | не менее 3 |
Таблица №4
Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов
Показатели | Безопасный уровень, мм |
Длина (высота) | 300-360 |
Высота передней стенки | 220-260 |
Ширина | 60-100 |
Длина плечевого ремня, не менее | 600-700 |
Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее | 35-40 |
Далее, не менее | 20-25 |
Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь 2 комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.
Безопасный для здоровья детей и подростков вес школьного рюкзака или портфеля с содержимым не должен превышать 2,2 кг для учащихся 1-2 классов, 3-4 классов – 2,7 кг; 5-6 классов – 3,5 кг, 7-8 лассов – до 4,5 кг, 9-11 – не более 5,0 кг.
Для того, чтобы обеспечить условия безопасного использования ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу и содержать его в чистоте.
Размеры инвентаря, используемого при трудовом обучении и организации общественно полезного труда не должны превышать:
- для детей
- для детей
- для детей
- для детей
В целях предупреждения развития патологической осанки и неблагоприятного воздействия на организм детей перечисленных факторов целесообразно:
учредителям образовательных учреждений:
- оборудовать кабинеты начальных классов школьными партами, обеспеченными регуляторами наклона поверхности рабочей плоскости;
- приобретать для кабинетов для обучающихся 5-11 классов регулируемую по высоте мебель;
руководителям образовательных учреждений:
- обеспечить рассаживание обучающихся за партами и ученическими столами в соответствии с их ростом;
- доводить до сведения родителей информацию о группе (№) мебели для обучающихся;
- ежегодно в 1 классах проводить специальный урок по формированию правильной рабочей позы обучающихся за школьной партой;
- оснащать учебные кабинеты ростовыми линейками, наглядными пособиями по теме «Правильно сиди при письме»;
- выносить на обсуждение проблемы «тяжелого ранца» на родительских собраниях и в педагогических коллективах;
- мотивировать детей на ежедневную проверку содержимого ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей;
- организовать хранение второй обуви в общеобразовательных учреждениях;
- приобретать (по возможности) второй комплект учебников для постоянного использования и хранения в классе.
Родителям:
- приобретать рюкзаки с массой изделия и размерами, соответствующими возрасту детей, пеналы для хранения только необходимых письменных принадлежностей;
- обращать внимание на позу ребенка при приготовлении домашних заданий, формировать у ребенка навыки правильной рабочей позы за ученическим столом.
Ученикам:
- не носить лишние вещи в ранцах;
- проверять ранец ежедневно и вытаскивать из него ненужные учебники и вещи;
- формировать и выдерживать правильную рабочую позу за школьной партой и ученическим столом;
- заниматься физической культурой и спортом.