"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О предупреждении нарушений осанки обучающихся


26.02.2014

О предупреждении нарушений осанки обучающихся

Для нормального роста и развития органов и их систем, профилактики различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы необходимо формирование у детей правильной осанки.

К факторам риска, способствующим развитию нарушений осанки у детей являются:

- перенос тяжестей, в том числе ношение ранцев, рюкзаков, портфелей, превышающих допустимые нормы по их массе;

- детская и ученическая мебель, несоответствующая их росту.

Ношение тяжелых вещей, не правильно подобранная мебель приводят не только к нарушениям осанки, но и к возникновению болей в спине, могут вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного при переносе тяжестей возможно поражение суставов рук, опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье девочек. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу.

Вот почему так важно для профилактики нарушений осанки соблюдать обязательные требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в части переноса детьми тяжестей, подбора мебели, ранцев для детей.

Основными нормативными документами, устанавливающими указанные требования, являются:

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями и дополнениями) ТР ТС 007/2011.

Родителям, воспитателям и учителям образовательных учреждений необходимо с большой ответственностью подходить к вопросам устранения факторов, способствующих искривлению позвоночника, формированию нарушений осанки.

Оборудование основных помещений дошкольной организации должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.

В групповых для детей 1,5 года и старше, столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице №1.

Таблица №1

 

Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

 

Группа роста детей (мм)

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

до 850

00

340

180

свыше 850 до 1000

0

400

220

с 1000-1150

1

460

260

с 1150-1300

2

520

300

с 1300-1450

3

580

340

с 1450-1600

4

640

380

 

В общеобразовательных учреждениях каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, согласно таблице №2.

 

Таблица №2

 

Размеры мебели и ее маркировка

 

№ мебели по ГОСТам

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93

(в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

 

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм750 мм, 1300-1450 мм850 мм и 1450-1600 мм950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17º.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и колен­ном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до кни­ги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма, обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых 3-4 лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Очень важно подобрать ранец для обучающегося. Использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием.

Требования биологической и механической безопасности, предъявляемые к кожгалантерейным изделиям должны выполняться согласно таблицам №3, 4.

 

Таблица №3

 

Наименование продукции

Наименование показателя, свойств

Нормируемое значение показателя

Ранцы ученические, сумки, портфели и рюкзаки

масса изделия для учащихся начальных классов, г

не более 700

масса изделия для учащихся средних и старших классов, г

не более 1000

разрывная нагрузка узлов крепления ручек или максимальная загрузка, Н

не менее 70

устойчивость окраски к воздействиям сухого трения, баллов

не менее 4

мокрого трения, баллов

не менее 3

 

Таблица №4

 

Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов

 

Показатели

Безопасный уровень, мм

Длина (высота)

300-360

Высота передней стенки

220-260

Ширина

60-100

Длина плечевого ремня, не менее

600-700

Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее

35-40

Далее, не менее

20-25

 

Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

 

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2,0 кг; 5-6-х – более 2,5 кг, 7-8-х – более 3,5 кг, 9-11-х – более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь 2 комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.

Безопасный для здоровья детей и подростков вес школьного рюкзака или портфеля с содержимым не должен превышать 2,2 кг для учащихся 1-2 классов, 3-4 классов – 2,7 кг; 5-6 классов – 3,5 кг, 7-8 лассов – до 4,5 кг, 9-11 – не более 5,0 кг.

Для того, чтобы обеспечить условия безопасного использования ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу и содержать его в чистоте.

Размеры инвентаря, используемого при трудовом обучении и организации общественно полезного труда не должны превышать:

- для детей 8-10 лет – не более 3 литров;

- для детей 11-12 лет – не более 4 литров;

- для детей 13-14 лет – не более 6 литров;

- для детей 15-16 лет – не более 8 литров.

 

В целях предупреждения развития патологической осанки и неблагоприятного воздействия на организм детей перечисленных факторов целесообразно:

учредителям образовательных учреждений:

- оборудовать кабинеты начальных классов школьными партами, обеспеченными регуляторами наклона поверхности рабочей плоскости;

- приобретать для кабинетов для обучающихся 5-11 классов регулируемую по высоте мебель;

руководителям образовательных учреждений:

- обеспечить рассаживание обучающихся за партами и ученическими столами в соответствии с их ростом;

- доводить до сведения родителей информацию о группе (№) мебели для обучающихся;

- ежегодно в 1 классах проводить специальный урок по формированию правильной рабочей позы обучающихся за школьной партой;

- оснащать учебные кабинеты ростовыми линейками, наглядными пособиями по теме «Правильно сиди при письме»;

- выносить на обсуждение проблемы «тяжелого ранца» на родительских собраниях и в педагогических коллективах;

- мотивировать детей на ежедневную проверку содержимого ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей;

- организовать хранение второй обуви в общеобразовательных учреждениях;

- приобретать (по возможности) второй комплект учебников для постоянного использования и хранения в классе.

 

Родителям:

- приобретать рюкзаки с массой изделия и размерами, соответствующими возрасту детей, пеналы для хранения только необходимых письменных принадлежностей;

- обращать внимание на позу ребенка при приготовлении домашних заданий, формировать у ребенка навыки правильной рабочей позы за ученическим столом.

 

Ученикам:

- не носить лишние вещи в ранцах;

- проверять ранец ежедневно и вытаскивать из него ненужные учебники и вещи;

- формировать и выдерживать правильную рабочую позу за школьной партой и ученическим столом;

- заниматься физической культурой и спортом.


Вернуться в раздел