"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Что должен знать авиапассажир при утрате, недостаче или порче багажа (груза)?


05.03.2021
При получении багажа зачастую пассажиры сталкиваются с проблемой порчи или утери багажа. Что же делать пассажиру в такой ситуации?

В зависимости от вида перевозки (внутренняя или международная) размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади регламентирован Воздушным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ), а также Монреальской Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. (к которой Российская Федерация присоединилась в 2017 г.).

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Согласно ч. 1 ст. 119 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности - в размере объявленной ценности.

- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;

- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади - в размере ее стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.

В случае осуществления международных перевозок ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой, рассчитываемой в виде специальных прав заимствования (СПЗ) - это искусственное платежное средство, так называемая особая валюта.

Информация о курсе СПЗ ежедневно размещается на сайте Банка России https://cbr.ru/currency_base/daily/ , по последним данным курс составлял около 106 рублей за одну единицу СПЗ.

Согласно Монреальской конвенции ответственность авиаперевозчика в случае уничтожения, утере, повреждении или задержки багажа (груза) при осуществлении международной перевозки следующая:

- 22 СПЗ за килограмм утерянного груза, но не более 1288 СПЗ в отношении каждого пассажира,

- в случае утраты багажа с объявленной ценностью – в пределах объявленной ценности, если только перевозчик не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.

В течение какого срока можно подать заявление о компенсации денежных средств?

На внутренних рейсах претензию к перевозчику можно предъявить в течение шести месяцев, согласно ст. 126 ВК РФ.

Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

2) о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

4) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

На международных рейсах претензию можно подать, согласно ст. 127 ВК РФ:

1)    при повреждении багажа (груза) — в течение 7 календарных дней со дня получения багажа и не позднее, чем через 14 календарных дней со дня получения груза;

2)    в случае задержки в доставке багажа или груза — в течение 21 календарного дня, с даты выдачи багажа или груза пассажиру.

До предъявления претензии перевозчику в обязательном порядке по требованию пассажира должен быть составлен коммерческий акт, которым удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя (ст. 124 ВК РФ).

В случае если перевозчик откажется в добровольном порядке возместить расходы за порчу, утерю багажа (груза), спор подлежит рассмотрению в гражданском порядке в суде.

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан напоминает, что для выбора оптимального способа защиты нарушенных прав в каждой конкретной ситуации граждане могут обращаться по телефону «Горячей линии» 8 800 700 90 30, либо обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в письменной форме, направив обращение по адресу: 450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 58 или на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).

Телефоны территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел