Гражданское законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Важное значение в обеспечении защиты прав потребителей имеет содействие потребителям в реализации их права на судебную защиту.
Государство признает потребителя наиболее слабой и менее защищенной стороной в договоре и потому нуждающейся в особой защите своих прав.
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» предусмотрены случаи и формы участия в судебной защите потребителей уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор (его территориальные органы) может принять участие в суде в целях защиты прав потребителей в следующих формах:
- самостоятельно подать иск;
- дать заключение по делу, которое инициировано потребителем.
Реализация права на судебную защиты прав потребителей возможна при одновременном соблюдении следующих условий:
- субъектами правоотношений выступают с одной стороны юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и с другой стороны – физическое лицо (потребитель);
- потребитель приобрел товар, использует услуги (работы) для личных целей, не связанных с извлечением прибыли;
- сделка имеет возмездный характер.
В суде потребители могут использовать следующие способы защиты прав потребителей, как возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда.
Необходимость участия в конкретном гражданском деле определяется уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора самостоятельно, исходя из социального положения заинтересованного лица и оценки юридических последствий вступления в силу решения суда (обоснованности, актуальности, сложности, значимости гражданского дела для состояния законности в сфере защиты прав потребителей).
Кроме того, участие Роспотребнадзора в судебном разбирательстве как государственного органа при даче заключений по делу повышает шансы потребителя на удовлетворение имущественных исков, что является убедительным доказательством эффективности данной формы участия государства в судебной защите потребителей и Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан активно пользуется указанным правом.
Так Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2020 году в судах дано 208 заключений по делу (2019 год – 239), рассмотрено 160 дел, по которым даны заключения (2019 год – 201), из них удовлетворены требования потребителей по 157 делам (2019 год – 200), что составляет 98,1% (2019 год – 99,5%). Присуждено денежных средств в пользу потребителей 15111,5 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда – 402,8 тыс. рублей (2019 год – 11045 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда – 333,8 тыс. рублей). По итогам 2020 года сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей увеличилась по сравнению с 2019 годом на 36,8%.
Подано 248 исков в суд в защиту прав потребителей (2019 год – 279 исков), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 120 (2019 год – 168), в защиту конкретного потребителя – 128 (2019 год – 110). По результатам проведенных проверок, подано в суд 23 иска (2019 год –143 иска).
Рассмотрен 151 иск в защиту прав потребителей (2019 году – 216), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 73 (2019 год – 120), в защиту конкретного потребителя – 78 (2019 год – 95).
Удовлетворен (в том числе частично) 151 иск в защиту прав потребителей (2019 год – 213), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 73 (2019 год – 119), в защиту конкретного потребителя – 78 (2019 год – 93).
Присуждено денежных средств в пользу потребителей 6747,2 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 159,7 тыс. рублей, (2019 год – 5812,9 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 324 тыс. рублей). По итогам 2020 года сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей увеличилась по сравнению с 2019 годом на 14%.
Действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей наделяет потребителя широкими возможностями для отстаивания своих интересов в суде: выбор территориальной подсудности, снятие обязанности по уплате госпошлины, возможность предъявления ряда требований. И если претензионный порядок разрешения спора зачастую не приводит к желаемому результату, то судебная защита всегда помогает восстановить справедливость в отношениях с недобросовестным продавцом (исполнителем).
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан напоминает, что для выбора оптимального способа защиты нарушенных прав в каждой конкретной ситуации граждане могут обращаться по телефону «Горячей линии» 8 800 700 90 30, либо обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в письменной форме, направив обращение по адресу: 450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 58 или на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).
Телефоны территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).