Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан информирует по вопросам приведения судов в эксплуатационную готовность в навигацию 2021 года.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания от 30.04.1999 №81-ФЗ (ст.25,29 (ч.3)) (собрание законодательства Российской Федерации, 03.05.1999, №18, ст. 2207; 2020, № 29, ст. 4515); Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ст.14) (собрание законодательства Российской Федерации,12.03.2001, №11, ст. 1001; 2020, № 24, ст.3740), с требованиями СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», Технического регламента о безопасности внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. №623), судовладельцам перед началом навигации необходимо:
1. Подать заявление на имя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о проведении осмотра речных судов на предмет получения судового санитарного свидетельства о праве плавания, с приложенным графиком предъявления судов не позднее чем за 10 дней до предъявления судна.
2. Судовладельцы должны иметь результаты (или копии) лабораторных исследований воды, соответствующих требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» со всех гидрантов, запущенных в эксплуатацию, с которых будет осуществляться заправка водой судов.
3. Лабораторный контроль качества воды, используемой на судах для хозяйственно-питьевых целей, осуществляется согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по следующим показателям: 1) микробиологическим: общее микробное число (ОМЧ) (37+1,0)С КОЕ/см3, обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) КОЕ/100 см3, термотолерантные колифомные бактерии (ТКБ) КОЕ/100 см3;
2) органолептические показатели: запах, привкус, цветность, мутность;
3) обобщенные показатели: общая минерализация (сухой остаток) (мг/дм.куб), жесткость общая (мг-экв/дм3), нефтепродукты (суммарно) (мг/дм3), перманганатная окисляемость (мг/дм3), ПАВ аниоактивные (суммарно) (мг/дм3), водородный показатель (рН) (ед.);
4) химические показатели: железо (Fe) (мг/дм3), марганец (Mn) (мг/дм3);
5) показатели, связанные с технологией водоподготовки: остаточный хлор / остаточный озон.
4. Согласно поручению Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, составленного на основании заявления судовладельца, специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проводят санитарно-эпидемиологическое обследование речных судов с составлением соответствующего Акта.
5. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан выдается Судовое санитарное свидетельство на право плавания на основании: Акта санитарно-эпидемиологического обследования судна, акта отбора проб воды, протоколов лабораторных исследований воды, а также договоров на комплексное облуживание флота (заправка судна питьевой водой, сдача хозяйственно-фекальных, подсланевых сточных вод, сухого мусора).
В связи с вышеизложенным, на судне, к моменту осмотра:
6. Должны быть закончены все ремонтные работы.
7. Оформлены договора на сдачу хозяйственно-фекальных, нефтесодержащих (подсланевых) вод, сухого мусора, на заправку судов питьевой водой, как на местах дислокации судна, так и по маршруту следования судов.
8. Представлены: список экипажа с указанием должностей и личные медицинские книжки на каждого члена экипажа согласно судовой роли. Плавсостав должен иметь заключение о медицинском освидетельствовании в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 12.04.2011 г. № 302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда», с 01.04.2021 - согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 №988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», выданное лечебно-профилактическим учреждением, имеющим лицензию на проведение периодических медицинских осмотров.
В медицинских книжках, кроме данных о медицинских осмотрах, должны быть отражены сведения о профилактических прививках против дифтерии и столбняка; против кори - сведения о двукратных прививках у работников в возрасте до 55 лет (в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.06.2016 г. № 370н). Также, декретированный контингент (работники пищеблока, проводники, плавсостав судов-водолеев и лица к ним приравненные), должны иметь заключение медицинского осмотра врача-дерматовенеролога, бактериологическое исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций при поступлении на работу, исследование кала на гельминтозы (1 раз в год) кроме того, работники пищеблока и буфета – мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка при поступлении на работу. Также, в соответствии с п. 2.1.72 СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», члены экипажа, деятельность которых непосредственно связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, обслуживанием питьевого водоснабжения, сточных вод, вентиляции должны проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (1 раз в 2 года).
9. Сведения о ремонтных работах, касающихся санитарного состояния судна, выполненных в межнавигационный период.
10. Сведения о системах, имеющихся на судах:
10.1. По системе водоснабжения (если имеется по проекту):
· Наличие откорректированной схемы системы водоснабжения;
· Обеспеченность судов запасами питьевой воды, исходя из минимальных норм потребления питьевой воды на одного человека в течение 1 дня времени автономного плавания судна согласно п. 2.1.40 СанПиН 1.2.3685-20;
· Результаты анализов проб питьевой воды на соответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Условия приема питьевой воды, состояние шлангов для заправки водой из береговых гидрантов, их хранение, обеспеченность заглушками;
· Наличие устройств для замера уровня воды в цистерне;
· Документы, подтверждающие об антикоррозионном покрытии резервуаров для хранения питьевой воды, трубопроводов, арматуры системы питьевой воды, а также соответствия системы водоснабжения требованиям пунктов 2.1.42 - 2.1.43 СанПиН 1.2.3685-20;
· Сертификаты на материалы покрытия внутренних поверхностей цистерн питьевой воды (при окраске цистерн в текущем году);
· Акт о проведении дезинфекции системы водоснабжения с указанием даты, состояния антикоррозийного покрытия, способа (метода) и продолжительности дезинфекции (обеззараживания) наименования и дозы используемого при этом средства;
· Акт о работе станции ППВ «Озон», «Хлор», возможность обеспечения станции приготовления питьевой запасом питьевой воды не менее, чем на 5 календарных дней;
· Результаты лабораторных исследований по программе производственного контроля в 2020 году;
10.2. По системам, предотвращающим загрязнение водной среды:
· Наличие откорректированной схемы, с указанием мест опломбировки выходных клинкетов хозяйственно-фекальных и подсланевых вод;
· Результаты анализов очищенной сточной воды (при наличии станции ООСВ) согласно требованиям пункта 2.1.55 СанПиН 1.2.3685-20;.
· Акт о техническом состоянии станции ООСВ;
· Результаты лабораторных исследований по программе производственного контроля в 2020 году;
· Условия передачи на очистные сооружения или суда сборщики сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и отходов;
· Сроки хранения жидких отходов в сборных емкостях без обработки (аэрации);
· Наличие пломб на арматуре, через которую возможен сброс за борт неочищенных сточных и нефтесодержащих вод, их соответствие представленным схемам опломбировки;
· Наличие необходимого количества контейнеров (баков) для сбора мусора и отходов.
10.3. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха:
· Акты о работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
· График очистки вентиляционных решеток;
10.4. Система искусственного освещения:
· Акт о работе системы искусственного освещения;
· Схема искусственного освещения;
11. По жилым и общественным помещениям:
· Наличие и состояние оборудования и инвентаря;
· Состояние постельного белья, матрацев, подушек и одеял;
· Количество комплектов постельного белья с учетом его смены;
· Наличие средств уборки помещений, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств. Результаты лабораторных исследований дезинфицирующих средств;
· Наличие отдельной каюты для временного размещения больных (пострадавших) на судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа судна более 24 часов (при отсутствии помещений медицинского назначения);
12. По помещениям пищеблока:
· Наличие в производственных помещениях камбуза раковин с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов;
· Состояние и оборудование камбуза, заготовочных, посудомоечных помещений, кладовых для хранения пищевых продуктов, в том числе холодильных камер (бытовых холодильников);
· Акт о работе оборудования пищеблока (плит, котлов, кипятильников, холодильного оборудования);
· Наличие и состояние инвентаря камбуза (кипятильник, котлы, баки, кастрюли, сковороды), заготовочных (разделочные доски для разных продуктов и их маркировка), посудомоечных (моющих средств, щеток, мочалок и т.д.);
· Наличие емкостей для пищевых отходов, оборудованных крышкой и педальным приводом
· Наличие и состояние санитарной одежды работников пищеблока;
· Наличие уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
13. По санитарно-бытовым и санитарно-гигиеническим помещениям:
· Наличие санитарно-бытовых помещений на судах, эксплуатационный режим которых, предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту более 7 календарных дней (прачечные, гладильные, сушильные, кладовые чистого и грязного белья);
· Наличие не менее 2-х стиральных машин для обеспечения условий раздельной стирки специальной одежды и иного белья;
· Наличие отдельного помещения с индивидуальными шкафами для хранения спецодежды экипажа по числу членов экипажа;
· Наличие сушильного помещения, оборудованного обогревательными приборами и приспособлениями для развешивания спецодежды, белья и сушки обуви;
· Состояние и готовность к работе санитарно-технического оборудования в туалетах, умывальных, душевых, банях;
· Наличие уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
14. По машинным и служебным помещениям:
· Наличие спецодежды у мотористов и механиков;
· Наличие средств индивидуальной защиты от шума с уровнем шума более 80 дБА;
· Состояние изоляции на нагретых поверхностях оборудования и трубопроводов;
15. Сведения по медицинским помещениям на судах 305 проекта:
· Наличие в помещениях медицинского назначения раковины с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов;
· Наличие и состояние оборудования инвентаря в медицинской каюте, изоляторе;
· Наличие необходимого перечня лекарств и средств оказания первой медицинской помощи с использованием одноразовых материалов;
· Наличие у медицинского работника противочумного костюма первого типа.
16. Иметь программу производственного контроля с результатами лабораторно-инструментальных исследований факторов среды обитания, условий труда, а также договор на проведение лабораторных исследований питьевой воды, а также сточных вод (при наличии станции ООСВ) на 2021 год.
17. Обеспечить питание экипажей речных судов в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 30.09.2002 г. №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов».