"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги судебной практики по защите прав потребителей за 9 месяцев 2017 года


05.12.2017
За 9 мес. 2017 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (далее – Управление) осуществлен федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей по следующим приоритетным направлениям: в сфере предоставления финансовых, жилищно-коммунальных, туристских, медицинских услуг, услуг связи, образования, а также розничной продажи товаров (продукции), в том числе через сеть Интернет. За отчетный период в Управление о нарушении прав потребителей поступило 5041 обращение граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, что меньше прошлогоднего показателя на 21% (9 месяцев 2016 г. – 6444) и составляет 43% от общего количества обращений, поступивших в Управление.

Важное значение в обеспечении защиты прав потребителей имеет содействие потребителям в реализации их права на судебную защиту.

Управлением дано 134 заключения по делу в целях защиты прав потребителей, судами рассмотрены 89 заключений на общую сумму 2 665 400 руб. 00 коп. По 44 гражданским делам судами решения не вынесены.

В числе удовлетворенных судом в 2017 году требований потребителя справедливо указать исковое заявление гражданки Х.А.А. к ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» (далее - Общество) о расторжении договора купли-продажи, взыскании с продавца денежных средств по расторжению договора, суммы убытков, связанных с расторжением договора, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа.

Требования мотивированы тем, что ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» заключило договоры купли-продажи абонемента на оказание косметических услуг, однако при анализе документов установлено, что при заключении Договоров одновременно составлялись «Заявки» на приобретение парфюмерно-косметических товаров для проведения косметических процедур.

Таким образом, включение в «Заявки» данного условия существенно нарушает имущественные права потребителя при заключении Договора.

Управлением дано заключение в пользу потребителя Х.А.А.

В результате рассмотрения гражданского дела о защите прав потребителей предъявленные исковые требования гражданки Х.А.А. к ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» удовлетворены частично.

Судом принято решение о расторжении договора купли-продажи на оказание косметических услуг, заключенного между Х.А.А. и ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» и о взыскании с Общества в пользу Х.А.А. денежных средств в размере 146 630 руб., уплаченных по договору, компенсации морального вреда в размере 2000 руб., а также штрафа в размере 54 630 руб.

В части взыскания неустойки судом отказано.

За отчетный период Управлением подано 209 исковых заявлений, из которых 159 в защиту неопределенного круга потребителей (122 удовлетворены, 37 на рассмотрении), 50 в защиту конкретного потребителя (34 удовлетворены судами, 16 на рассмотрении).

Так, Управление обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с исковыми требованиями к Государственному бюджетному    учреждению здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о признании действий противоправными при оказании платных медицинских услуг.

В ходе проведения плановой выездной проверки 27 марта 2017 года при анализе представленных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан договоров установлено, что в Договоры включены условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Пунктами 2.2.1 и 2.4 представленных договоров предусмотрены условия изменения и расторжения договора на оказание платных медицинских услуг и ограничения перечня требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) в нарушение требований статей 310 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300- I «О защите прав потребителей».

Согласно принятому судом решению исковые требования Управления в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворены в полном объеме.

Также Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан со дня вступления решения суда в законную силу обязано довести его до сведения потребителей и в 10-дневный срок предоставить в Управление документы, подтверждающие исполнение решения суда.

Учитывая изложенное, напоминаем потребителям о том, что реализуя свои полномочия Управление как орган государственного надзора может быть привлечено судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей а также обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, (ч.1 ст.47 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 40 и ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»).


Вернуться в раздел